ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБКРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
– ДЕТСКИЙ САД № 321
__________________________________________________________________________________
ПРИНЯТО:
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 05.09.2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
МБДОУ – детский сад № 321
от 05.09.2024 № 49-о
Заведующий МБДОУ – детский сад № 321
_______________________С. М. Кошкина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБСТВО СТЕКЛЯННЫХ КАМЕШКОВ МАРБЛС»
Автор-составитель:
Чудова Елена Анатольевна
Педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
3
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Актуальность
4
1.3.
Цель, задачи
4
1.4.
Планируемые результаты
4
1.5.
Обеспечение программы
4
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
5
2.1.
Календарно-тематическое планирование 2-3 года
5
2.2.
Календарно-тематическое планирование 3-4 года
8
I
II
Приложение
13
Список литературы
15
2
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка
является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений
растет. Дошкольникам требуется коррекционная логопедическая помощь. Среди
дошкольников с речевой патологией значительное место занимают
дети с общим недоразвитием речи. Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «создания
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения
дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет
устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».
М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное
формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических
импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки
очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной
области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым
развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют
развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством
повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук
стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие
речи, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга.
Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи
ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов
обучения, интересный для детей. Игры с камешками «Марблс» воздействуют на
рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую
гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью
камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных
способностей, речевой деятельности.
Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного
момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Работа с
камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для
снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных
переживаний.
3
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может
проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные
операции развиваются в детской игре.
1.2. Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и
систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков
Марблс способствует развитию речи.
1.3. Цель - развитие речи при помощи развития мелкой моторики рук.
Задачи:
1) стимулировать речевую активность;
2) развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3) обогащать словарный запас.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую
половину дня. Продолжительность занятий составляет 10 минут – для детей 2-3
года, 15 минут – для детей 3-4 лет. Общее количество учебных занятий в год: в
группе раннего возраста - 32 часа, в группе младшего дошкольного возраста – 36
часов.
В программе использованы различные формы организации детской деятельности:
занимательное дело (занятия), творческие задания, фронтальная работа,
самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и
разрешение проблемных ситуаций, сюжетная подача материала, элементы
театрализованной деятельности.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе
занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы
пальчиковой гимнастики физминуток воспитатель подбирает самостоятельно.
Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май.
Формы проведения итогов реализации программы: открытые НОД для педагогов
и родителей.
1.4. Планируемые результаты. По завершению реализации образовательной
программы «Разноцветное волшебство» у воспитанников наблюдается
значительное повышение уровня развития речевых способностей; расширяется и
обогащается словарный запас; развивается мелкая моторика рук.
Мониторинг. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей
(педагогический мониторинг) проводится 2 раза в год (первичный – в сентябре и
итоговый – в мае). Для мониторинговых исследований применяется методика
Ю.А. Aфонькиной «Педагогический мониторинг в новом контексте
образовательной деятельности» в соответствии с образовательной программой.
Результаты освоения образовательной программы фиксирую в диагностических
картах.
1.5. Для реализации программы необходимо следующее обеспечение:
картотека картинок, набор камешков Марблс, карточки с эталонами цвета,
карточки с заданиями.
4
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование 2-3 года
№
Тема
Октябрь
1
Знакомство
Цель
Содержание деятельности
Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному
объекту.
Задание: педагог обращает внимание на камешки и
предлагает поперебирать камешки руками. При этом
педагог знакомит с текстурой – стеклянные, гладкие;
качеством – хрупкое, прозрачное; цветом – красный,
синий, зелёный и т.д. Ёмкость с камешками «Марблс»
Задание: педагог предлагает найти игрушки,
спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала
одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск
игрушек закрытыми глазами, определить, что это.
Ёмкость глубокая, камешки «Марблс», игрушки из
киндеров.
Задание: педагог предлагает выложить длинную
змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их,
используя количественный показатель (возьми 5
камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Камешки «Марблс»
Задание: педагог обращает внимание, что все камешки
разных цветов перемешались. Необходимо
рассортировать их по цветам. Камешки «Марблс»,
карточки с эталонами цвета, ёмкости для
раскладывания по цвету.
2
Найдём предмет
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие
умения выбирать предметы, отличающихся от
камушков «Марблс»
3
Змейка
Цель: учить раскладывать камешки, прикладывая один
к другому; развитие мелкой моторики рук.
4
Помоги
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет
по образцу и по словесному обозначению;
стимулирование зрительно поисковой деятельности.
Ноябрь
5
Цветок
Цель: развивать умения различать цвета, называть их;
развитие зрительного внимания, памяти, мелкой
моторики рук.
6
Повтори узор
Цель: развитие мелкой моторики рук.
7
Помоги мишке
Цель: учить ориентироваться
на
развитие мелкой
моторики рук.
плоскости;
Задания: педагог предлагает разложить камешки,
накладывая их на образец – карточку, на которой
нанесён рисунок. Карточка с рисунком цветка,
камешки «Марблс»
Задание: педагог предлагает эталон разложенных
камушков на плоскости, Лист бумаги с шероховатой
поверхностью, камешки «Марблс» ребёнку
необходимо повторить рисунок.
Задание: педагог предлагает детям выложить
тропинку мишки из леса к домику.
Камешки «Марблс», карточка с заданием.
8
Морская звезда
Декабрь
9
Угадай-ка
Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики
рук.
Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости; Задание: педагог предлагает положить камушек на
развитие мелкой моторики рук.
названное им животное. Картинка с животными,
камешки «Марблс»
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие
Задание: педагог предлагает найти камешки,
умения находить камешки «Марблс», отличающихся
спрятанные в ёмкости с крупами (горох, фасоль).
от предметов.
Камешки «Марблс», ёмкость с крупами.
10
Сухой бассейн
11
Дельфин
Цель: развивать умения различать цвета, называть их;
развитие зрительного внимания, памяти, мелкой
моторики рук.
12
Яблоко
Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики
рук.
Январь
13
Золушка
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет
по образцу и по словесному обозначению.
14
Ёлочка
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие умения
различать цвета.
15
Гусеница
Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие
мелкой моторики рук.
16
Солнышко
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие
зрительного внимания.
Февраль
17
Пуговки
Задание: педагог предлагает детям выложить камешки
по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камешки
«Марблс»
Цель: развитие умения различать камешки по
величине; развитие мелкой моторики рук.
Задания: педагог предлагает разложить камешки,
накладывая их на образец – карточку, на которой
нанесён рисунок. Карточка с рисунком дельфина,
камешки «Марблс»
Задание: педагог предлагает детям выложить камешки
по контуру рисунка. Рисунок с контуром, камешки
«Марблс»
Задание: педагог обращает внимание, что все камешки
разных цветов перемешались. Необходимо
рассортировать их по цветам. Камешки «Марблс»,
ёмкости для раскладывания по цвету.
Задание: педагог предлагает детям украсить ёлочку с
помощью камушек разноцветной гирляндой или
шариками. Камешки «Марблс», картинка ёлочки с
шариками.
Задание: педагог предлагает подобрать камешки
определённого цвета и украсить ими гусеницу.
Камешки «Марблс», картинка гусеницы
Задание: педагог предлагает детям выложить лучики у
солнышка. Камешки «Марблс», картинка солнышка.
Задание: педагог предлагает детям разобрать камешки
по величине (большие камешки и маленькие).
Камешки «Марблс», ёмкости для раскладывания по
величине.
6
18
Домик
Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики
рук; развитие умения различать цвета.
19
Ягоды
Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь;
подбирать камешки определённых цветов.
20
Волшебство
Цель: развитие внимания; умение различать цвета;
развитие мелкой моторики рук.
Март
21
Горошек
Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие
мелкой моторики рук.
22
Полянка
Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики
рук.
23
Чудеса
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие
мелкой моторики рук.
24
Пирамидка
Цель: умение различать цвета; развитие мелкой
моторики рук.
Апрель
25
Капли дождя
Цель: развивать общую моторику; обогащать словарь;
развивать речь ребёнка (сочиняем сказку о лягушонке,
который боялся дождя).
26
Точки на шарике
Цель: закреплять основные цвета; сопоставлять цвет
точки и шарика; развивать мелкую моторику рук.
27
Сороконожки
Цель: развивать мелкую моторику рук; обогащать
словарь.
28
Салют
Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики
рук.
Задание: педагог предлагает детям украсить домик
камешками определённого цвета. Камешки «Марблс»,
картинка домика.
Задание: педагог предлагает детям подобрать
камешки определённых цветов (красные как ягодки) и
разложить их. Камешки «Марблс».
Задание: ребёнку предлагается достать камешек из
мешочка и соотнести цвет камешка с предметом на
картинке. Камешки «Марблс», картинка с овощами.
Задание: педагог предлагает подобрать камешки
зелёного цвета и разложить «горошины» по
«стручкам» Камешки «Марблс», картинка гороха.
Задание: педагог предлагает детям украсить полянку
разнообразными камешками по их желанию. Камешки
«Марблс», зелёная полянка.
Задание: педагог предлагает детям шаблон грибочка и
детям необходимо заполнить его определёнными
цветами. Камешки «Марблс», шаблон грибочка.
Задание: педагог предлагает детям выложить камешки
определённых цветов на шаблон пирамидки. Камешки
«Марблс», шаблон пирамидки.
Задание: педагог предлагает детям разложить
камешки определённых цветов как
капли на предложенную им картинку. Камешки
«Марблс», картинка по заданию.
Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки
такого цвета, как шарики на картинке и правильно
разместить их по цветам. Камешки «Марблс»,
картинка цветка с разноцветными лепестками.
Задание: педагог предлагает детям надеть сапожки
(разложить камешки) для каждой ножки сороконожки.
Камешки «Марблс», картинка с сороконожками.
Задание: педагог предлагает детям выложить салют из
камешков по их желанию. Камешки «Марблс»
7
Май
29
Угощение
Цель: развитие зрительного внимания; развитие
мелкой моторики рук.
30
Ромашки
Цель: обогащать словарный запас; закрепление цвета;
развитие мелкой моторики рук.
31
Яблочки
Цель: развитие внимание; умение ориентироваться на
плоскости; развитие мелкой моторики рук.
32
Бабочка
Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь;
подбирать камешки определённых размеров и цветов.
Задание: педагог предлагает детям украсить
пирожные камешками. Камешки «Марблс», картинка
с угощениями
Задание: педагог предлагает детям разложить
камешки определённых цветов в сердцевинку каждой
ромашки. Камешки «Марблс», картинка с ромашками.
Задание: педагог предлагает детям разложить
камешки определённого цвета на дерево с яблоками.
Камешки «Марблс», картинка дерева с яблоками.
Задание: педагог предлагает детям украсить бабочек
камешками по их желанию, как им понравится.
Камешки «Марблс», картинка с бабочками
2.2. Календарно -тематическое планирование 3-4 года
№
п/п
1
2
3
4
тема
СЕНТЯБРЬ
содержание деятельности
Знакомство:
Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному объекту.
вот они какие - Задание: педагог обращает внимание на камешки и предлагает по перебирать камешки
камешки
руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При
цветные
этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, Затем дается
время для самостоятельного манипулирования. Для разминки мелкой моторики, берем с
детьми круглый камушек и катаем между ладонями, между пальчиками, катаем по каждому
пальчику начиная с мизинца каждой руки.
Знакомство:
Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному объекту.
вот они какие - Задание: педагог обращает внимание на камешки и предлагает поперебирать камешки
камешки
руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При
цветные
этом педагог знакомит с цветом – красный, синий, зелёный и т.д.
продолжение/
Сыщики
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы,
отличающихся от камушков «Марблс»
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами,
сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами,
определить, что это.
Сортировщик
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному
оборудование
поднос с камешками
"Марблс".
поднос с камешками
"Марблс".
Ёмкость глубокая,
камешки «Марблс»,
игрушки
из
киндеров.
Камешки «Марблс»,
8
обозначению; стимулирование зрительно- поисковой деятельности.
Задание: педагог обращает внимание, что все камешки разных цветов перемешались.
Необходимо рассортировать их по цветам.
5
6
7
8
9
10
11
12
ОКТЯБРЬ
Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания,
памяти, мелкой моторики рук.
Задания: педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец – карточку, на
которой нанесён рисунок.
Графический
Цель: учить ориентироваться на плоскости; профилактика оптико- пространственных
диктант
нарушений; развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребёнку
необходимо повторить рисунок.
Достань левой Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по словесному обозначению;
/правой/ рукой развивать моторику, закрепление понятий: левая, правая рука
Задание: педагог предлагает достать камешек определенного цвета левой или правой рукой
Помоги
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук.
зайчику дойти Задание: педагог предлагает детям выложить тропинку зайчику из леса к домику.
до домика
НОЯБРЬ
Времена года. Цель: развитие умения различать цвета, продолжать закреплять знания об осени, как о
Осень
времени года
Задание: педагог обращает внимание, что наступила осень, и листочки стали разноцветные.
Педагог предлагает украсить деревья разноцветными листочками
Кто
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти
внимательный Задание: педагог выкладывает несколько камушков перед детьми, просит назвать их цвета,
потом просит детей закрыть глаза. Потом убирает один камешек, дети открывают глаза и
называют, какого цвета камушек исчез.
Собери
Цель: умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук.
пирамидку
Задание: педагог предлагает детям выложить камешки определённых цветов на шаблон
пирамидки.
Выложи
по Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти,
заданию
мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает разложить камешки накладывая их на образец -карточку, на
которой нанесен рисунок.
Цветок
карточки с
эталонами цвета,
ёмкости для
раскладывания по
цвету.
Карточка с рисунком
цветка, камешки
«Марблс»
Лист бумаги с
шероховатой
поверхностью,
камешки «Марблс»
Камешки Марблс
Камешки «Марблс»,
карточка с заданием.
Камешки «Марблс»,
шаблоны деревьев
камешки Марблс
Камешки «Марблс»,
шаблон пирамидки.
карточки с
заданиями /овощи и
фрукты/, камешки
Марблс
ДЕКАБРЬ
9
13
Зоркий глаз
14
Помоги мишке
15
Украсим
ёлочку
16
Художник
17
Времена года.
Зима
18
Золушка
19
Цветочная
полянка
20
Назови
ласково
/пособие
цветочная
полянка\
21
Какой камешек
лишний
Выложи
по
контуру / круг,
квадрат,
22
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, умение различать цвет
Задание: педагог выкладывает в ряд несколько камушек, просит детей внимательно
посмотреть, закрыть глаза, и назвать последовательность
Цель: учить ориентироваться на плоскости;
развитие мелкой моторики рук.
Задание: педагог предлагает детям выложить тропинку мишки из леса к домику.
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета.
Задание: педагог предлагает детям украсить ёлочку с помощью камушек разноцветной
гирляндой или шариками
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, творческие способности, фантазию.
Задание: Педагог предлагает украсить елочные шары, заполняя шаблон камешками,
прикладывая, их близко друг к другу
Камешки «Марблс»,
Камешки «Марблс»,
карточка с заданием.
Камешки «Марблс»,
картинка ёлочки
камешки Марблс,
шаблоны елочных
шаров
ЯНВАРЬ
Цель: развитие умения различать цвета, продолжать закреплять знания о зиме, как о времени Камешки «Марблс»,
года
шаблоны дереьев
Задание: педагог обращает внимание, что наступила зима, и деревья покрыты снегом.
Педагог предлагает украсить зимнее дерево
Цель: развитие умения различать форму /квадратная, круглая/ , находить камешки по
Камешки «Марблс»,
образцу и по словесному обозначению.
ёмкости для
Задание: в общей емкости большого объема находятся цветные камешки разной формы, но
раскладывания
одного цвета, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по форме: квадратные,
круглые.
Цель: закреплять основные цвета; сопоставлять цвет лепестка и шарика; развивать мелкую
Камешки
Марблс,
моторику рук.
пособие «Цветочная
Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки такого цвета, как лепестки на картинке и полянка»
правильно разместить их по цветам.
Цель: формирование грамматического строя речи: учить образовывать слова с
Камешки
Марблс,
уменьшительно-ласкательным суффиксом
набор
сюжетных
Задание: посмотреть на картинку, назвать слово «ласково» и положить камешек на серединку картинок /игрушки,
цветка
животные и т.д/,
пособие «Цветочная
полянка»
ФЕВРАЛЬ
Цель: развитию логического мышления, зрительного внимания и мелкой моторики.
камешки Марблс
Задание: педагог предлагает убрать не подходящую фигуру по размеру, цвету, форме.
Цель: . развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук, цветовое восприятие
камешки
Марблс,
Задание: педагог предлагает разложить камешки накладывая их на образец -карточку, на
карточки
с
которой нанесен контур геометрической фигуры камешками определенного цвета
геометрическими
10
23
24
25
26
27
28
29
30
31
треугольник/
Цветочная
полянка
/пособие/
фигурами
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, пособие «Цветочная
мелкой моторики рук, закрепление формы , величины
полянка»камешки
Задание: Педагог предлагает украсить цветочкам серединки – выложить камешки круглой
Марблс
/квадратной/ формы; положить большой /маленький/камушек
Посмотри
и Цель: развитие внимания, мышления,, сенсомоторных навыков
Камешки Марблс,
повтори
Задание: выложить по образцу камешки /цвет, форма. величина/
маты для
/выкладывание
выкладывания
логических
рядов/
МАРТ
Волшебный
камешки
Марбл,
Цель: развитие внимания; умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук.
мешочек
набор
сюжетных
Задание: ребёнку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет камешка с
картинок
предметом на картинке.
Большой,
Цель: развитие слухового внимания, различать форму, цвет, величину, действовать по
Камешки Марблс,
поменьше,
словесной инструкции
картинки
маленький
Задание: положить камешек определенного цвета, формы, величины, на картинку с
изображениями предметов разной величины
Выложи
по Цель: . развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук, цветовое восприятие
Камешки Марблс,
контуру
Задание: педагог предлагает разложить камешки накладывая их на образец -карточку, на
шаблоны для
/треугольник,
которой нанесен контур геометрической фигуры камешками определенного цвета
выкладывания
квадрат, овал,
круг/
Бусы для мамы Цель: развитие мелкой моторики, цветового восприятия, формы, величины, памяти
Камешки Марблс,
Задание: выложить по образцу камешки /цвет, форма. величина/
шаблоны для
выкладывания
АПРЕЛЬ
Укрась
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие зрительного внимания, цветового восприятия, Камешки «Марблс»,
солнышко
фантазии /украсить солнышко/
картинка солнышка
Задание: педагог предлагает детям выложить лучики у солнышка.
/серединка/
Времена года. Цель: развитие умения различать цвета, продолжать закреплять знания о весне, как о времени Камешки «Марблс»,
Весна.
года
шаблоны дереьев
Задание: педагог обращает внимание, что наступила весна, на деревьях стали распускаться
листочки и цветочки листья стали . Педагог предлагает украсить деревья листочками и
цветочками
Поможем
Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых
Камешки Марблс,
ежикам
цветов.
шаблоны ёжиков
собрать ягоды Задание: педагог предлагает детям подобрать камешки определённых цветов (красные как
11
32
Мозаика
выкладывание
сюжетных
картинок
/сказки/
33
Отгадай
загадки
34
Расскажи
сказку
35
Укрась
пирожное
36
Бабочка
красавица
(коллективная
работа)
ягодки) и разложить их на
ёжиков.
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти, сюжетные карточки
мелкой моторики рук.
по сказкам камешки
Задание: Педагог предлагает разложить камешки в соответствии с цветом, накладывая их на
Марблс
образец -карточку, на которой нанесен рисунок.
МАЙ
Цель: развитие слухового восприятия, памяти, моторики
Задание: педагог предлагает детям послушать загадку и поставить камешек на
соответствующую картинку
Цель: развитие умения различать цвета, называть их, развитие зрительного внимания, памяти,
мелкой моторики рук, развивать речь, память
Задание: Педагог предлагает класть камешки на сюжетную картинку /по сказке/ в
соответствии с цветом и рассказать сказку
Цель: развитие сенсомоторных навыков, фантазии, речи
Задание: выложить «украшение» /ягодки, листики и тд./ на картинках с кусочками пирожных,
рассказать про свое украшение
Цель: развитие фантазии, сенсомоторных навыков, умение работать в коллективе /парами/
Задание: педагог предлагает выложить /украсить/ камешками пустые шаблоны бабочек
Камешки Марблс,
набор картинок
сюжетные картинки
по сказкам, камешки
Марблс
Камешки Марблс,
картинки с
кондитерскими
изделиями
камешки Марблс,
шаблоны бабочек
12
ПРИЛОЖЕНИЕ
Педагогический мониторинг результатов освоения детьми программы
«Волшебство стеклянных камешков МАРБЛС»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20
Фамилия
Имя
ребенка
1 Рассматривает сюжетные
картинки
2 Сопровождаетречью
игровые и бытовые
действия
3 Слушает
небольшие
рассказы без наглядного
сопровождения
Результаты мониторинга:
Низкий уровень –
Средний уровень –
Высокий уровень –
13
Примерная диагностика развития мелкой моторики рук
№ Упражнения
Ф.И.
кольцо
н.г.
к.г.
гусь
н.г. к.г.
коза
н.г. к.г.
ножницы
н.г. к.г.
дятел
н.г. к.г.
стирка
н.г. к.г.
итого
н.г. к.г.
1
Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.
Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно.
Таким, образом, исходя из данных, можно сделать следующий вывод: все дети имеют низкий уровень развития мелкой
моторики рук.
12
14
Литература
1. Вольнова Л. Н. Движение-мысль-слово. Пермь, 1999. - 63.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990.
4. Платонова О. А. Су-джок терапия для всех; М.; АСТ; СПб.; Сова, 2007, с. 126
5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973.
6. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков
Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37
7. Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная
программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования. М.:Мозаика-Синтез, 2014.
15